Владимир Еремин © 2009-2016

Фото Александры АВДЕЕВОЙ

Премьера: шесть мелодий войны

Ирина ШВЕДОВА, «Московская правда» от 30.04.2015

 

 

К 70-летию Великой Победы Театр Российской армии представляет грандиозный спектакль "Судьба одного дома" (Шесть мелодий войны) - использована военная проза: "Прокляты и убиты" Астафьева, "Берег" Бондарева, "Сотников" Быкова, "Жизнь и судьба" Гроссмана, "В окопах Сталинграда" Некрасова, "Женя, Женечка и "катюша" Окуджавы и Мотыля. Инсценировал талантливейшие произведения лучших отечественных писателей, которые показали войну во всем ее кровавом ужасе, неоднозначности человеческих проявлений, где соседствуют героизм и предательство, жажда жизни и обреченность, юмор и доброта, артист театра Владимир Еремин.

 

   Самая большая сцена Европы как раз создана для таких масштабных постановок, и, конечно же, к юбилею Великой Победы армейский театр не мог обойтись без нового большого спектакля. Поставил его художественный руководитель Борис Морозов в лучших военных традициях легендарного театра. В репертуаре появился спектакль большого стиля - яркий, многозначный, пронзительный. Выбраны шесть фрагментов из известных произведений, но все их объединяет полуразрушенный дом на семи ветрах и мелодии войны и мира. В последний предвоенный день жители весело проводят время, играют в волейбол, танцуют, целуются, не подозревая, какие испытания их ждут совсем скоро...

 

   Герои Василия Гроссмана собрались в уютной гостиной, чтобы отметить торжество с танцами и музыкой. Но в какой-то момент меняется настроение героев - запахло трагедией: профессор Штрум получает письмо из еврейского гетто от матери. Ее роль проникновенно скупыми штрихами играет Алина Покровская, вызывая слезы у зрителей, воссоздающих в воображении картину ужаса, который испытывали люди.

 

   А война идет по стране, и от сгоревшего дома остался уже один остов. Героев "Проклятых и убитых" сменяют партизаны из "Сотникова" и другие персонажи. Дом, пусть и полуразрушенный, обдуваемый всеми ветрами, - это пристанище и надежда. Это место, где сосредоточено все человеческое, мирное, живое. Именно этот условный "дом" становится легендарным "домом Павлова", который защищают от гитлеровцев герои Некрасова и Бондарева. За ним, на другом берегу, идет ожесточенный бой: грохот канонады, всполохи огня и солдаты, идущие на врага. А в зале ощущение, что ты - пусть на несколько минут - попадаешь в это пекло войны, становясь ее участником, а не сторонним наблюдателем. Но в спектакле удачно "уравновешены" ужасы и страхи войны и то, что порой выручало на фронте, - улыбка, смех, дружеское участие, как в истории с Женей из рассказа "Женя, Женечка и "катюша".

 

   Композитор Рубен Затикян старался музыкально выделить интонацию каждого сюжета. Поэтому мелодии удачно дополняют образ спектакля, отражая обстановку и состояние его героев в разных ситуациях - трагических, патетических, лирических и даже комических.

 

   Спектакль, слава богу, не грешит пафосом и патетикой. Люди в разных обстоятельствах, их судьбы и характеры - вот что притягивает зрителя, который может и поплакать, и посмеяться, и погрустить, и порадоваться, что Великая Победа все же пришла и наша память о подвиге народа жива и не убиваема.

 

   В финале на сцену выходит 93-летний ветеран войны, ведущий артист театра Александр Алексеевич Петров, который служит храму искусства более 60 лет. Он добровольцем ушел на фронт, принимал участие в битве за Сталинград, освобождал Одессу, Будапешт, Прагу, Вену, воевал в Югославии и Германии, дошел до Берлина, награжден орденами и медалями. И этот чудесный свидетель того, что мы только что видели на сцене, рассказывает, что лично пережил на войне, как вместе с однополчанами завоевывал нашу Великую Победу. И это незабываемо.

 

Источник - газета "Московская правда"