Владимир Еремин © 2009-2017

Фото Александры АВДЕЕВОЙ

Судьба одного дома

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».

 

 

Почётное право открытия XIV Московского международного телевизионно-театрального смотра «Артист и война», посвящённого 70-летию Победы, в этом году было представлено Центральному академическому театру Российской Армии. Именно премьерная постановка «Судьба одного дома» главного армейского театра страны дала старт творческому форуму.

 

Новый спектакль поставил главный режиссёр ЦАТРА народный артист России Борис Морозов. Это инсценировка  Владимира Ерёмина по произведениям Виктора Астафьева («Прокляты и убиты»), Юрия Бондарева («Берег»), Василя Быкова («Сотников»), Василия Гроссмана («Жизнь и судьба»), Виктора Некрасова («В окопах Сталинграда»), Булата Окуджавы и Владимира Мотыля (Женя, Женечка и «катюша»). Шесть авторов. Подзаголовок спектакля так и звучит: «Шесть мелодий войны».  

Все писатели, кроме Владимира Мотыля, – фронтовики. Они показали свою войну и Победу.

 

Конечно, спектаклей, посвящённых Великой Отечественной войне, в ЦАТРА было много. Уже в 1944 году вышел первый  из них –  «Сталинградцы» (режиссёр  А.Д. Попов). В новом веке – «Соловьиная ночь», «Вечно живые». К военным спектаклям можно отнести и «Саня, Ваня, с ними Римас» драматурга Владимира Гуркина.

 

В постановке нет, что называется, передовой. Это простая и трогательная «жизненная история», случившаяся в далёкой уральской деревушке с людьми, хорошо и трудно живущими в мирное время, пережившими тяготы войны и столкнувшимися с испытаниями послевоенной жизнью. Но страшные сороковые-пороховые бьют наотмашь и через года.

 

Надо подчеркнуть, что новая постановка Театра Армии совершенно не похожа на прошлые. Это смелый, нелицеприятный, практически не показываемый на театральных подмостках беспощадный взгляд на войну. Его истоки у летописцев Великой Отечественной ещё из предгрозовых тридцатых, когда ковались настоящие и будущие герои Отечества через, быть может, и вынужденную, беспощадность системы. Но как верно и точно Владимир Ерёмин показал через инсценировки лучших из лучших батальных произведений отечественных авторов все приметы военного лихолетья, всю боль народную и его подвижничество во имя Победы! Этот совсем непарадный взгляд на войну даёт особое, сердечное понимание тяжести борьбы за Победу.

Эффект присутствия зрителей чуть ли не непосредственно в самом действе достигается разными путями. Это и великолепный видеоряд, бережно дополняющий происходящее на сцене (несомненный успех режиссёра по видеоряду Андрея Аркуши). И музыка, создающая ещё одну мелодию войны, которая органично вливается в сценическое повествование (композитор Рубен Затикян).  А уникальная сценография Анастасии Глебовой даёт возможность ближнего и дальнего фона действия, показывает его масштабность. Можно много рассказывать и о световых находках, о подборе костюмов, о том, что на сцене даже легендарную «катюшу» можно увидеть в движении. Но надо всё это именно видеть, чтобы ещё и должным образом оценить режиссуру и актёрские работы. Как буквально проживают актёры на сцене судьбу своих непростых героев. Конечно, как всегда, прямым попаданием в сердце поражает народная артистка России Алина Покровская, которая играет мать главного героя Виктора Павловича Штрума в отрывке из  произведения «Жизнь и судьба» Гроссмана. Образ крупного учёного-физика блестяще создал сам инсценировщик, заслуженный артист России Владимир Ерёмин. Вообще, буквально героями «бессмертного полка» на сцене «живут» все актёры.

 

Новая постановка Театра Армии совершенно не похожа на прошлые

 

А кульминация спектакля, режиссёрский триумф – финал. Когда с небольшим монологом на сцену выходит артист ЦАТРА, народный артист России Александр Алексеевич Петров. В начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушёл на фронт. В составе 137-го полка связи участвовал в Сталинградской битве, в освобождении Одессы, Праги, взятии Вены, Будапешта, дошёл с боями до Германии и Югославии. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Почёта, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены»,  «За освобождение Праги».

 

Зал слушал его стоя. И аплодировал так, словно в его лице благодарил всех его товарищей-героев, которые, не жалея самой жизни, дали возможность нам через 70 лет праздновать светлый День Победы!

 

Источник - газета "Красная звезда"